Адепты социального дарвинизма приложили немало трудов, чтобы обосновать бесчеловечный закон конкуренции и эксплуатации: "человек человеку - волк" примитивными ссылками на "естественные законы природы". Законами борьбы за существование, в которой выживает сильнейший. Хищники поедают травоядных, а те, в свою очередь, поедают растения. Однакож, эта распространенная аргументация не слишком убедительна. С одной стороны, если быть последовательным, с подобной концепцией нетрудно дофилософствоваться до оправдания людоедства и фашистского порабощения народов. С другой - обычно не договаривают, что после скончания хищников их трупы расклевывают птицы, поедают насекомые, черви, сапрофитные микроорганизмы. Так что иерархии поедания слабейших в природе скорее напоминает не лестницу, а кольцо, в котором затруднительно определить главного пожирателя чтобы тем самым "научно" обосновать его "высшие права".
Рассмотрение законов ЭВОЛЮЦИИ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ, это рассмотрение исторических процессов развития структурной и биохимической организации живых существ в масштабах крупных популяций - систем значительно более высокого уровня, нежели отдельный индивид с его проблемами завоевания господствующего положения в сообществе. Особенно существенно то, что подобное рассмотрение обнаруживает широкие и многосторонние аналогии эволюции живой природы с законами ЭВОЛЮЦИИ ОБЩЕСТВА.
Прежде чем начать изложение эволюционных законов и их приложений, вначале следует определиться с понятием "закона", разумеется, не юридического, а естественно-научного. Определение предлагаемое БСЭ: "Закон - необходимое, существенное, повторяющееся отношение между явлениями. Закон выражает связь между предметами, составными элементами предмета, между свойствами вещей, а также между свойствами внутри вещи" увы, непригодно. Во-первых потому, что причисляет закон к роду "отношений", во-вторых потому, что расширяет круг "законов" до неопределенно широкого множества элементарных структурных связей. Более конструктивной представляется дефиниция, развитая на основе формулировки Ландберга: "Закон природы есть выраженный в словесной или математической символике комплекс фундаментальных причинно-следственных связей ("если - то, следовательно"), устойчиво проявляющихся при взаимодействии материальных тел, который позволяет предсказывать результаты их повторных взаимодействий. Система законов природы, не изменяющихся со временем, и не допускающих исключений, ограничивает неопределенность последствий взаимосвязанных событий, и составляет собой каркас - основу, на которой строится здание любой науки".