ОГЛАВЛЕНИЕ: |
«Манифест П. Верховенского» «Мы
сделаем смуту… Мы сделаем такую смуту, что все падет с основ! |
1991 | 1992 | 1993 | 1994 | 1995 | 1996 | 1997 | 1998 | 1999 | 2000 |
Население моложе трудоспособного возраста, млн.человек | |||||||||
36 | 35,7 | 35,2 | 34,5 | 33,9 | 33,2 | 32,3 | 31,3 | 30,3 | 29 |
Число родившихся, млн.человек | |||||||||
1,774 | 1,585 | 1,379 | 1,408 | 1,363 | 1,304 | 1,259 | 1,285 | 1,117 | 1,158 |
Число дошкольников, млн. человек | |||||||||
13,6 | 12,8 | 11,9 | 10,8 | 10 | 9,3 | 8,6 | 8,2 | 7,7 | |
Численность учащихся в дневных общеобразовательных учреждениях, млн.человек | |||||||||
20,3 | 20,4 | 20,5 | 20,5 | 21,1 | 21,5 | 21,6 | 21,6 | 21,4 | |
Число учащихся средних проф.-технических заведений, млн.человек | |||||||||
2,1 | 1,99 | 1,87 | 1,92 | 1,97 | 2,01 | 2,05 | 2,14 | ||
Выявлено детей, оставшихся без попечения родителей, тыс.человек | |||||||||
59,1 | 67,2 | 81,4 | 102,6 | 113,2 | 113,2 | 105,5 | 110,9 | 113,9 | |
Число дошкольных детских учреждений, тыс. | |||||||||
87,6 | 82 | 78,3 | 72,8 | 68,6 | 64,2 | 60,3 | 56,6 | 53,9 | |
Число общеобразовательных школ, тыс. | |||||||||
69,9 | 70,2 | 70 | 70 | 70,2 | 70,1 | 69,6 | 69 | 68,6 | |
Число средних специальных учебных заведений, тыс. | |||||||||
2 | 2,6 | 2,57 | 2,61 | 2,6 | 2,58 | 2,58 | 2,57 | ||
Число высших учебных заведений, | |||||||||
519 | 535 | 626 | 710 | 762 | 817 | 880 | 914 | 939 | |
в том числе негосударственных | |||||||||
78 | 157 | 193 | 244 | 302 | 334 | 349 | |||
Число студентов, млн.человек | |||||||||
2б76 | 2,63 | 2,61 | 2,64 | 2,79 | 2,96 | 3,24 | 3,59 | 4,02 |
| В начало статьи | |
| В начало листа | |
"Беспрецедентный случай произошел на общем собрании Российской академии наук (РАН) на минувшей неделе.
- 17.05.05. - Министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко, прозванный ученой общественностью "МИНОБРАЗИНА" был освистан академиками…
Хотя министр, придя на собрание в РАН надеялся, что его схема рыночного реформирования науки "проскочит",
…первый сбой внес нобелевский лауреат, вице-президент РАН, депутат Госдумы от фракции КПРФ Жорес Алферов..
Возмущение ученого вызвал фурсенковский план "О мерах по повышению эффективности" государственного сектора науки"….
Государство избавляется от "избыточных" государственных функций в области науки, а также от "избыточного" имущества, связанного с исполнением этих функций. В качестве "избавления" рассматривается приватизация государственного сектора науки; акционирование с последующей продажей акций научных организаций, в частности научно-исследовательских институтов, лабораторий. Государственных научных центров, число которых запланировано свести от 58 до минимума. Прикладную науку планируется перевести на коммерческие рельсы. " Избавляться" от НИИ будут путем введения кризисного управления с последующим банкротством…
Документ должен был с ходу пройти утверждение на заседании правительства 26 мая.
… Фурсенко вынужден был объясняться и от волнения раскрыл немало любопытных подробностей. Согласно проекту реформирования, ученые лишаются права избирать руководство РАН. Эта функция, по мнению министра, должна перейти к президенту страны, поскольку государство выделяет деньги академии. Президентов отраслевых академий наук будет назначать правительство. Они же, высокопоставленные функционеры, определят чем, когда и в каком объеме надо будет заниматься ученым. А для упрощения задачи по управлению наукой, по мнению Фурсенко, надо "слить" все 6 отраслевых академий в один "флакон"….
Проект вызвал у рановцев бурю эмоций… По нему жестоко прошлись Дмитрий Львов и Спартак Гиляев….
Академик Геннадий Месяц заявил, что деньги, предназначенные для научных исследований, вообще "куда-то" деваются, и готов представить список, куда уходят деньги…
Тут к микрофону подскочил Фурсенко и выкрикнул: господин Месяц врет! В этот самый момент и раздался свист. Министр выдал себя. А председательствовавший Ю.Осипов после замешательства потребовал от свистевшего покинуть зал. Президент РАН и подумать не мог, что свистнул кто-то из титулованных. Но встал известный ученый, математик-системщик, член-корреспондент РАН Владимир Арлазаров.
… Выявилось и другое. "Проект Фурсенко" оказался старой идеей ельцинского периода 1996-1997 годов. Ее чуть-чуть осовременили Мирнэкономразвития (Г.Греф), Минфин (А.Кудрин) и Минобразования.
… Фурсенко пообещал отложить рассмотрение проекта реформирования науки на заседании правительства 26 мая, что впрочем, академиков не успокоило. Они поняли, что над российской наукой нависла смертельная угроза…
В минувший вторник во всех крупных городах страны академики, член-корры. Доктора и кандидаты, старшие и младшие научные сотрудники. И лаборанты провели акции протеста с требованиями отставки освистанного министра Фурсенко."
| Свист в академии | |
| В начало листа | |
"Советская Россия" от 12 мая 2005 года опубликовала большую статью "Человек за бортом", посвященную проблемам высшей школы. Ее автор - ректор Магнитогорского государственного технического университета Борис Александрович Никифоров. Статья написана четко, содержательно; "воды" в ней практически нет, читать ее нужно целиком.
Позволим себе высказать два замечания.
Первое: автор статьи утверждает, что качество образования "в основном зависит от того, какую заработную плату получают преподаватели и учителя". Для технических вузов огромное значение имеет и другой фактор, а именно, оснащенность выпускающих кафедр современным оборудованием. Не компьютером единым живет образование инженерное, в отличие от юридического, философского, пиарского, менеджерского и т. п.
Могут возразить - интегрируйтесь с производством, где есть современное оборудование. Так ведь этот совет был хорош (и интегрирование осуществлялось!) в советское время, когда и практику на производстве было нетрудно организовать. Сейчас все не так.
Второе замечание более легковесно: автор статьи с видимым удовольствие использует детище реформ, уродливое словечко "специалитет". Не пристало нам говорить на языке врага. Советская техническая высшая школа выпускала инженеров и совершенствовала инженерное образование, а никакой не специалитет.
| Советуем прочитать | |
| В начало листа | |
Как сообщила газета “Невское время” от 22 апреля, ректор Петербургской консерватории Александр Чайковский заявил по поводу предстоящей реформы образования и присоединения к Болонской конвенции: “ Если такой закон пройдет, то я немедленно в знак протеста ухожу с поста ректора, потому что я профанацией заниматься не буду ”.
В конце своей речи ректор Консерватории сказал: “ Потомки нас проклянут. Все придется восстанавливать, только это будет стоить бешеных денег и огромного времени ”.
Итак, в нашей замороченной реформами стране нашелся один смелый и решительный ректор. Остальные молчат или выражаются неопределенным образом.
Можно понять, почему молчат ректоры “престижных” вузов. Они, видимо, думают, что их разгром не коснется: они-то будут готовить магистров. Конечно, их надежды на лучшую жизнь необоснованны; реформа никого не обойдет. Так или иначе придется “заниматься профанацией”.
Еще понятнее, почему молчат представители вузов, положение которых неопределенно – то ли возьмут в элитные группы, то ли нет. Их удерживает страх: вякнешь, тут и включат тебя в черный список.
Но вот почему не высказываются ректоры вузов, которым заведомо придется ограничиться подготовкой бакалавров, понять невозможно. Им ведь терять нечего. Лишившись статуса нормального вуза, они станут непривлекательными для абитуриентов. Им придется снижать требования к поступающим, а значит, и подлаживаться к менее способным студентам в ходе обучения. Так замкнется петля положительной обратной связи, которая быстро приведет к их деградации. Не будем уж говорить о том, что им придется закрыть профилирующие кафедры и по существу превратиться в среднее учебное заведение – без каких-либо перспектив развития.
А ведь в глубине души все понимают, что Болонская конвенция – это гибель отечественного высшего образования.
Вот если бы ректоры всей Руси вместе или по отдельности высказались против гибельной реформы так же решительно, как это сделал ректор Консерватории, правительству не удалось бы заткнуть уши и сделать вид, что ничего не происходит. Но тихо в образовательном пространстве…
Система высшего образования в нашей стране до сих пор была более устойчивой по сравнению с другими системами. Цеха многих заводов и лаборатории многих НИИ опустели, в поликлиники лучше по возможности не ходить, но в аудиториях вузов по-прежнему сидят студенты, и учебный процесс продолжается почти так же, как это было до реформ.
"Реформаторы", конечно, все эти годы пытались сломать систему высшего образования, оставшуюся от советской власти. По разным причинам эти попытки в общем не удались. Но теперь, когда все вертикали, горизонтали и диагонали власти оказались в руках "реформаторов", назревает решительный штурм.
Направления атаки уже достаточно четко выявились. Вот вкратце некоторые из них:
изменение статуса вузов и схемы их финансирования;
внедрение "болонской системы" подготовки бакалавров и магистров и ликвидация подготовки инженеров;
Излишне напоминать - об этом уже много раз говорилось, - что в свое время американцы пытались заимствовать у нас достоинства образовательной системы. Теперь власть готовится ликвидировать то, что осталось от этих достоинств.
Призываем всех, кому не безразлична судьба отечественной высшей школы, внимательно следить за происходящим, чтобы не упустить момент, когда потребуется перейти к решительным протестам.
| Начало листа | |
| Дальше | |