ДЕМОГРАФИЯ
|
25.06.2007
Пенсионное обеспечение стариков это один из показателей здоровья общества и качества жизни значительного числа его граждан. Для социально ориентированной Российской Федерации 2007 года, эти показатели далеки от удовлетворительных. А наличие беспризорных стариков и детей просто позорно.
В России 2007 года действует ряд законов пенсионного обеспечения. Существует система пенсионного обеспечения военнослужащих, свои системы для государственных служащих, для депутатов и президентов. Наиболее массовыми являются трудовые пенсии особенностью которых является вводимая для лиц рождения после 1967 года накопительная часть.
Отметим, что сегодня суммы, идущие на пенсионное обеспечение, не несут полезной нагрузки с демографической точки зрения, поскольку никак не увязываются с числом выращенных в семьях детей.
Документальное обоснование прав на пенсии удовлетворительно только для тех, кто свой трудовой период посвятил одному хорошо отлаженному виду деятельности. Это в основном, все виды государственной и военной службы.
Подтверждение прав на трудовую пенсию требует уйму времени, но плохо увязывается со свободным предпринимательством и с рыночными механизмами. В системе частного предпринимательства, когда одни предприятия возникают, а другие погибают по причине банкротств, когда предприниматель может реализовать своё особое отношение к любому работнику, объективное на основе справок подтверждение прав пенсионера стало проблематичным.
Пытаясь уйти от этих проблем и попутно решить проблему "зарплаты в конвертах, Государственная дума приняла закон о пенсионном обеспечении с накопительным принципом формирования личных пенсионных счетов, но этим только усугубила положение будущих пенсионеров.
Вводимый накопительный принцип трактуется как забота о будущих пенсионерах, относительное число которых возрастет, мол, настолько существенно, что работающей части будущего поколения уже не под силу будет обеспечить.
Своим пенсионерам приличную старость. Это обстоятельство якобы и привело Думу к решению о введении накопительной части в будущих пенсиях. Предполагается, что люди, работающие сегодня, должны проявить разумную заботу о себе, как о будущих пенсионерах, и начать откладывать средства для приличного обеспечения своей старости.
Неофициальная цель этих нововведений заключается в попытке вывести из тени реальные размеры заработной платы. Эта проблема в своей основе порождена высоким налогом на заработную плату и не слишком сложной для предпринимателя схемой ухода от этого налога. Оказывается, что предпринимателям выгодно и достаточно просто держать «в тени» реальный размер заработной платы. Заниженный «гласный» фонд зарплаты обеспечивает желанное для хозяев снижение размера налога. Наёмного работника, именно как работника получающего реальную зарплату в неофициальном конверте, это мало интересует.
Ясно, что выплаты вне официального фонда зарплаты, ввели не работники, а наниматели. Это им выгодно скрывать реальное положение дел. Плохо, что закон подталкивает к действию по отказу от конвертов не хозяев, а наёмных работников, а на передний край «борцов» с действительностью закон ставит самых старых, самых незащищенных, самых зависимых от нанимателей.
Жизнь показывает, что поставленные цели, и официальная и не официальная, не достигаются. Накопления мизерны, а конверты не исчезают. И, похоже, что Правительство начинает понимать надвигающийся ужас. Как иначе объяснить появление десятков миллионов персональных письменных напоминаний будущим пенсионерам о ждущей их участи? Как иначе понимать предложение послания Президента Федеральному собранию о доплате 1000 р. на каждую 1000 р. вложенную работником на свой личный пенсионный счет добровольно?
Но и это еще не всё. Даже в предположении, что властям удастся преодолеть эгоистические, психологические и технические препятствия на пути определения размера пенсий по личным пенсионным счетам даже в этом случае жизнь пенсионеров не станет лучше. Ведь не хотят же власти сделать материальную сторону жизни пенсионеров существенно лучшей, чем жизнь работающих людей. Дело ведь не в том, что работающие не смогут напечатать достаточно денежных купюр, а в том, что они не смогут произвести достаточно для всех материальных благ. Сами по себе деньги не нужны никому. Сколько бы ни было у пенсионеров денег, но распределять произведенные материальные блага придётся в любом случае в пользу работающих, в пользу тех, кто поднимает очередное поколение. И это не зависит от тех сумм, которые окажутся на счетах пенсионеров.
Это иллюстрируется формулой д=(К−Д)×Р⁄П. Здесь: д - доход пенсионера, Д - доход работающего. Доходы ( д, Д ) не в рублях, а в продуктах производства, как конечном итоге распределения. П - число пенсионеров, Р - число работающих. К - производительность труда работающих.
Так что? Ещё один плохо работающий закон? И это при неблагоприятной демографической ситуации в стране! Явно неблагополучно с законотворческим профессионализмом депутатов нашего Федерального собрания.
Возврат к пенсионному законодательству неизбежен, потому есть смысл предложить для обсуждения более практичный его вариант. Вариант прост в принципе и наиболее близок к естественному народному обычаю. Реализация его приведет к тому, что мам и бабушек с детьми на улицах Санкт-Петербурга и других городов России станет значительно больше, чем «дам с собачками», т.е. к тому, что в итоге обещает изменить саму демографическую ситуацию в стране, а может даже внести элементы управления этой ситуацией.
Предлагается размер пенсии по старости поставить в прямую зависимость от числа выращенных взрослых детей данной женщиной, данным мужчиной. И только так, и безотносительно от того, кем станут их дети и как они относятся к своим родителям, поскольку в современных условиях ответственность за воспитание подрастающего поколения во многом ложится на государство.
Количественный вид зависимости может со временем и по ситуации меняться. Сегодня же целесообразный размер пенсионных выплат каждому из пенсионеров-родителей за выращенных своих или принятых детей представляется таким: за одного - 60 % от установленного государством размера пенсии; за двух - 90 %; за трех - 110%; за четырех - 120 %; за каждого последующего свыше 4-х - добавлять по 5 %. При этом учитываются только те дети, которые достигли возраста, например 18 лет, и независимо от того, что случилось с ними потом. К числу учитываемых детей могут быть причислены и дети, не дожившие до установленного возраста по причине военных действий или по причине совершенных против них преступлений, защита от которых является обязанностью государства.
Естественно, что одномоментный ввод в действие подобного принципа начисления пенсионного содержания нежелателен, и, тем более, не может быть немедленным. Разумно в течение первых 20 ÷ 40 лет дать возможность выбора самим пенсионерам, по какому закону начислять им пенсионное содержание. Это позволит людям привыкнуть, а властям оценить практичность вводимого порядка.
Первое и очевидное преимущество предлагаемого подхода к делу пенсионного обеспечения в том, что при нём стимулируется повышение рождаемости, существенно укрепляются семейные узы, в том числе и с представителями старшего поколения. Стимулируется и желание родителей работать с большей отдачей ради своих детей. При таком подходе нет отчуждения отцов, что важно для всех, и для детей, и для матерей, и для самих отцов. Естественно ожидать и снижения числа безнадзорных детей. Нужно ли пояснять, насколько это важно для страны, для общества?
Во-вторых, при этом будет выровнен уровень жизни в семьях с разным числом детей. Ведь, при прочих равных условиях, малодетные или бездетные семьи сейчас живут лучше и обеспечивают своим немногим детям или единственному ребёнку лучшие условия для развития. Да и сами родители единственного ребёнка, или вовсе бездетные граждане, имеют возможность уделять больше внимания своему профессиональному росту, а значит и материальному благосостоянию и в настоящем времени и в пенсионный период.
При установлении же зависимости размера государственной пенсии от числа выращенных детей, люди, не имеющие детей, или имеющие их значительно меньше, чем в среднем по стране, вынуждены будут создавать личные сбережения на будущее уже в период активной трудовой жизни, что, и определит выравнивание условий текущей жизни семей с разным числом детей.
Да и создание собственных сбережений для малодетных граждан также будет отличаться от нынешнего полупринудительного порядка, за которым якобы следит закон, т. е. государство. Возникнет свободный, а значит и ответственный, выбор вида сбережений: в виде акций или государственных обязательств, в виде недвижимости или земельных участков, в виде ювелирных драгоценностей или денежных вкладов в различные банки. Возможность свободного и неограниченного выбора вида сбережений значительно лучше гарантирует их сохранность, чем государственные гарантии по специальным видам хранения.
Главнейшей же гарантией обеспечения достойной старости родителей будут их взрослые и работоспособные дети, что и было в народе во все века. Да и в рабочий период многодетные родители, проживающие совместно с представителями старшего поколения, будут менее стеснены обстоятельствами в деле карьерного роста, в его хорошем смысле.
Предлагаемая система пенсионного обеспечения, в случае её реализации, существенно укрепит разнообразные семейные узы. Несравненно поднимет авторитет женщины как носительницы жизни и укрепит её сознание собственного достоинства, освободит её от жёсткой необходимости позаботиться о своей старости за пределами семьи. Да и мужчины больше будут задумываться о необходимости сохранения семьи на основе возрастания уважения к женщине и к детям, как к своему будущему, как к будущему своей семьи и народа в целом. Предлагаемая система пенсионного обеспечения существенно снизит уровень взаимных упрёков, нередко проявляющихся сейчас среди взрослых детей, относительно участия каждого в деле поддержки старых родителей, сделает общение взрослых детей со старыми родителями более разными, свободными, товарищескими и человечными.
Более того, с введением предлагаемой системы пенсионного обеспечения по старости, совместно с введением действенных систем территориального и домового представительств граждан, жизни будет возвращён её изначальный смысл и содержание. Разве не ради детей, не ради будущих поколений живёт человек? Разве мы не родители, прежде всего? Разве мы работаем на всевозможных производствах, стараемся использовать свои трудовые и творческие возможности, не ради своего дома, не ради своих семей, не ради своих детей? Ведь любая деятельность поколения без детей теряет всякий смысл.
Возникнет надежда, что пенсионное обеспечение за выращенных детей отрезвит и сторонников противоестественных нетрадиционных ориентаций.
Демографические ситуации, связанные с вырождением или с возрастанием нации, могут рассматриваться как определённое отношение текущего поколения к поколениям будущим: при вырождении - как жизнь текущего поколения за счёт будущих; при возрастании - как жизнь текущего поколения ради будущих.
Уместно сказать и о других обстоятельствах неприемлемого развития демографической ситуаций в стране, вызванных к жизни недостаточно продуманной политикой ещё советского государства и приведших к ослаблению связи поколений. Одним из таких обстоятельств было расселение старших поколений и молодых семей по удалённым друг от друга квартирам. Если при совместном или близком жилье трех поколений тесное общение с бабушками и дедушками всегда благотворно сказывалось на воспитании внуков и обеспечивался естественный присмотр родственных стариков за детьми работающих родителей, го, при раздельном их проживании, этот вопрос вырос в проблему, сказавшуюся, в частности, и на числе детей в семье.
Для исправления этой ситуации необходима соответствующая жилищная политика, т.е. строительство сравнительно больших и доступных квартир, в которых было бы достаточно просторно для большой семьи из трех, как минимум, поколений. Альтернативой, и, даже лучшей и более современной, чем одна большая квартира, может быть внутреннее соединение проходом двух отдельных соприкасающихся, смежных квартир. Квартира поменьше и поскромнее занималась бы четой старших, а побольше молодой четой с детьми. Это позволяло бы им вовремя оказывать взаимные услуги и это же позволяло бы им отдохнуть друг от друга, что тоже бывает необходимо.
Кроме того, маленькие и очень скромные квартирки, а значит и сравнительно дешёвые, пользовались бы повышенным спросом у молодожёнов. Ведь это позволяло бы им начать самостоятельную семейную жизнь в более или менее нормальных условиях и одновременно стимулировало бы стремление к заработку, позволяющему надеяться, с учетом стоимости имеющейся квартирки, на приобретение лучшего жилья за приемлемый срок, постепенно продвигаясь к заветному уровню достатка. Эти молодые полные сил и стремлений люди охотнее шли бы на наиболее доходные, хотя и не самые престижные, рабочие места.
Реализация предлагаемой системы пенсионного обеспечения потребует большой и тщательной проработки принципов и техники начисления размера пенсии в зависимости от числа взрослых детей с учетом всего имеющего место многообразия условий и обстоятельств жизни. Для этого, очевидно, придется достаточно широко использовать систему коэффициентов, учитывающих реальные жизненные коллизии; придётся также, видимо, оставить базовую часть. Но это несравненно проще, чем попытки навести приемлемый порядок по учёту трудового стажа или реального заработка человека в течение всей его жизни.
Результативная работа на производстве вознаграждается сразу и непосредственно на самом производстве. Это вопрос договоренности нанимателя с нанимаемыми. Оплата же необходимого для общества многолетнего и благородного труда по приросту населения, возможна только со стороны государства. Предлагаемая система хорошо дополнит принятое правительством решение о материнском капитале и увеличении временных выплат на малолетних детей. Возникающая, в случае принятия соответствующего решения; система в ближайшие 10 лет преобразует "русский крест" вырождения в крест возрастания, что естественно скажется на общем укреплении государства.
Другой действенной альтернативы комплексного решения вопросов влияния на демографическое развитие, на взаимоотношения поколений, на уровень справедливости в распределении доходов граждан и снятия зависимости пенсий от взаимоотношений наниматель - работник, не видно.
Важно и то, что сама по себе предлагаемая пенсионная система не требует существенного увеличения пенсионного фонда относительно существующего. Установленные пенсионные возрастные пороги сохраняются. Будущий 100 % размер пенсии за выращенных детей, в принципе может полностью соответствовать нынешним средним пенсиям. Может, но не должен. Вопрос о достойном обеспечении старости предлагаемая система не снимает. Общая задача повышения обеспеченности старости остается неизменной и связана напрямую с восстановлением и развитием промышленного производства. Сказанное не снижает и важности задачи по выведению из тени реальных, фондов заработной платы, но для этого должны быть использованы иные государственные меры, а не слабеющие силы стареющих наёмных работников.
Установление пенсионного содержания людей в соответствии с числом выращенных детей вернёт и людям и власти исходную истину - мы живём и работаем ради будущих поколений, ради жизни.
В. П. Росин. Санкт-Петербург.
Январь 2006 - июнь 2007 года.