К началу раздела |
ЭНЦИКЛОПЕДИЯ -
|
В речах и газетных статьях публицистов и политологов нередко утверждается, что рабочего класса в России больше нет. Был, да весь вышел. Переквалифицировался в челноки, разноторговцы, дисквалифицировался, спился… Однако ж, если поверить означенным утверждениям гуманитариев, необъяснимым предстает тот факт, что в 2000 году Россия занимала первое место в мире по добыче природного газа (584 млрд. кбм.), второе место по добыче нефти ( 323 млн. тонн), производству кирпича ( 10,5 млрд. штук); четвертое место по выплавке чугуна и стали ( 44,6 и 59,1 млн. тонн соответственно), по производству деловой древесины ( 78 млн. кбм.); пятое по добыче угля (258 млн.тонн) и производству минеральных удобрений (12,2 млн.тонн) /Россия в цифрах, 2001 г./
Так что вовсе не на 65 месте, позади Португалии находится наша страна, а невзирая на всю разрушительную "работу" реформушников, остается в первой пятерке мира по важнейшим показателям. Но тогда возникает вопрос: откуда что берется? Если рабочего класса нет, то кто производит эти миллионы тонн продукции? Бестелесные духи? Маклеры фондовой биржи? Или может быть сами газетные борзописцы?
Скупые и, возможно, в чем-то подправленные цифры официальной статистики
Российского статистического ежегодника 2001 г. приводят следующие данные о численности отрядов трудящихся, занятых в различных отраслях промышленности:
О т р я д | Численность, млн. человек | Процент рабочих | |
Всего занятых | В том числе рабочих | ||
Шахтеры | 0,27 | 0,21 | 81 |
Нефтяники | 0,27 | 0,21 | 78 |
Металлурги | 1,27 | 1 | 79,0 |
Химики | 0,88 | 0,69 | 78,5 |
Машиностроители | 4,74 | 3,53 | 72,5 |
Строители | 5,07 | 4 | 79 |
Легпромники | 0,85 | 0,71 | 83,5 |
Пищевики | 1,48 | 1,21 | 82 |
В с е г о : | 14,8 | 11,5 | Среднее: 79,2 |
Из таблицы видно, что почти во всех отраслях процент рабочих, непосредственно, своими руками работающих инструментом, управляющих машинами, станками, осуществляющих добычу сырья, его обработку, выплавку металла, изготовление деталей, и собирающих изделия, составляет около 80 процентов всех трудящихся, занятых в отраслях. И лишь около 20 процентов приходится на долю инженерно-технического и управленческого персонала.
Помимо производительной сферы, большие отряды трудящихся заняты в процессе поддержания инфраструктуры : 4,14 млн. человек работают в сфере транспорта, 3,31 млн. - в жилищно-коммунальном хозяйстве, 0,91 млн. - в энергетике, 0,87 млн. - на предприятиях связи. Всего в сумме 9,23 млн. человек. Полагая, что так же, как в производственной сфере, рабочие составляют здесь порядка 80 процентов занятых, число непосредственно рабочих в инфраструктуре, вероятно, составляет 7,4 млн. человек. Тогда полное число рабочих в производительной и инфраструктурной сферах можно оценить в 18,9 миллиона человек. Если бы статистика учитывала по-отдельности всех занятых физическим трудом в многообразных процедурах погрузки-разгрузки, на торговых складах, в мастерских при НИИ, театрах и пр., полная численность рабочих округленно составила бы около 20 млн. человек. То есть 1/3 от всех занятых в экономике 60 миллионов граждан.
На заре "перестройки" шахтеры активно поддержали ее проведение, полагая под влиянием лживых лидеров, что крупно выиграют от разгосударствления предприятий и продажи угля на экспорт. Фактически же они, как и большинство отрядов производителей, жестоко пострадали от так называемых "реформ", потеряв половину рабочих мест, которыми они располагали в СССР. Сильно поредел отряд строителей, потерявший с 1991 по 2000 гг. почти половину своего состава (от 9,02 млн. до 5,07 млн. человек.) , а также текстильщиков и "легпромовцев" ( от 1,84 до 0,85 млн. человек). Отряд машиностроителей сократился с 7,7 до 4,7 миллионов. Численность работающих в металлургии и пищевой промышленности почти не изменилась. Несколько возросло число работников жилищно-коммунального хозяйства ( от 3.22 до 3,31 млн. человек), энергетиков (0,62 -0,83 млн. человек), связистов (0,5 - 0,87 млн. человек). Философы определяют нынешнее положение рабочего класса как "класс в себе", то есть когда нужно выпекать хлеб, водить поезда, добывать уголь - класс на месте, выполняет свою функцию. Но как "класс для себя" он вроде бы не существует .Можно месяцами не платить ему зарплату, можно не допускать его к отстаиванию своих интересов в Госдуме… Хотя с учетом его роли в жизни страны ему следовало бы предоставить пропорционально до 1/3 мест!
Таким образом, на поставленный в заголовке статьи вопрос приведенные цифры отвечают определенно и твердо: да, рабочий класс в России есть! (кстати, наиболее крупный среди всех европейских стран). Он оболган, обездолен, разобщен, не имеет традиции взаимопомощи между отрядами, лишен представительства в законодательных органах. Но без него, без его повсеместной и повседневной работы , жизнь в стране давно бы остановилась.