К началу раздела |
ЭНЦИКЛОПЕДИЯ -
|
Справедливость есть общепринятая нравственная норма для оценки дейст-вий, поведения человека или группы людей на предмет их соответствия представ-лениям о добре и зле. Соответствия между поступками людей, их трудом, свер-шениями и тем воздаянием, которое они получают по своим заслугам в виде уважения, вознаграждения или, напротив - в виде осуждения или наказания.
Справедливость есть категория историческая. В первобытных племенах кан-нибалов полагали справедливым съедение поверженного врага, а у кочевых наро-дов - оставление престарелых - "лишних ртов" - на произвол судьбы. В родовых обществах считали справедливым похищение невесты, и также справедливым бес-судное убийство по праву кровной мести.
В обществе рабовладельцев пребывание в рабстве для сдавшихся на милость победителя почитали "и нравственным, и справедливым". Раба рассматривали как говорящее орудие. Его убийство преступлением не считалось. Пропитание раба при работе "на износ" могло быть ниже прожиточного, поскольку воспроизводст-во рабов не было необходимостью.
В феодальном обществе человек уже не рассматривался как вещь, ибо в ре-лигиозных представлениях "был создан по божьему образу и подобию", однако был закрепощен трудиться на земле господина. Считалось справедливым отчуж-дение половины урожая в пользу феодала, церкви и короля. Справедливым и даже божественным признавалось самовластие монарха, сословное неравенство, само-управный суд и расправа со стороны сеньора.
Капиталистическая мораль провозгласила равенство людей от рождения, свободу от крепостной зависимости, от продажи в рабство, но заодно освободила крестьян от земли - средства производства. Полагала справедливой вынужденную безработицу, конкуренцию за рабочие места и гибель "неприспособленных". Ут-верждая справедливость решений, принятых большинством голосов, допускала воздействие неравных денежных средств на исход голосования.
Социалистическая Справедливость исходит из ключевого понятия о само-ценности и сбережении жизни каждого человека, независимо от его состоятельно-сти и трудоспособности. О неотъемлемом праве каждого на труд, через участие во владении общественной собственностью и на оплату по результатам труда. О не-допустимости лишения жилища, о гарантиях бесплатного образования, лечения и равноправного участия в выборах и референдумах.
Так "вековой вектор справедливости" отражает эволюцию отношения обще-ства к человеку: от положения объекта для охоты до роли "говорящего орудия", от крепостного на барской земле до гонимого голодом искателя рабочего места, и. наконец, до уважаемого совладельца общественной собственности, обеспеченного работой, жилищем, образованием и возможностью равноправного участия в при-нятии важных общественных решений.
Отечественный круг представлений о справедливости есть средоточие наи-более значимых для русского человека ценностей. Жить справедливо означает жить в соответствие с "правдой", то есть в согласии с некоторым неписаным сво-дом правил добра и человеколюбия, /по Н.А. Бенедиктову/.
Основу этого свода составляет высокое уважение к труду и его результатам. Труд всегда прав. "Терпение и труд все перетрут", "Что посеешь, то и пожнешь", "Хлеб - всему голова", "Помирать будешь - все одно рожь сей!" Сила обобщенно-го Пахаря - Микулы Селяниновича превыше сил дружины княжеской.
Воспевая силу богатырей, русский эпос считал недостойным прославлять на-силие, грабеж, избиение пленных. Не подвергались поголовному уничтожению покоренные народы. Никогда в русской истории не существовало классического рабовладельческого строя. Пленных не обращали в рабов, но нередко ассимили-ровали в славянскую общину.
Традиционное русское представление о справедливости неодобрительно от-носилось к богатству: "От трудов праведных не нажить палат каменных", "Не все то золото, что блестит", "Бедность не порок". Имело склонность к уравнительно-сти: "Всем сестрам по серьгам", "Ни одна блоха не плоха", "Если счастлив сам, счастьем поделись с другим".
Повсеместно превыше всего ставился интерес общины, даже в ущерб лично-му благополучию: "Живот свой положить за други своя", "На миру и смерть крас-на".
Для русского человека характерно отсутствие излишнего уважения к писа-ным законам: "Закон что дышло - куда повернут, туда и вышло". "Благодать выше закона"/Митрополит Илларион/, "Юридически - значит фальшиво" /В. Ленин/. Противозаконно в русском сознании еще не означает "плохо". Означенное своево-лие проистекает из всегдашней возможности уйти из под длани закона в "вольные казаки" - в бескрайние леса и степи России.
Характерно для русской Справедливости единство слова и дела, отсутствие двойной морали в отношениях "к своим" и "к чужим". Отсюда не навязывание своей веры, шкалы ценностей другим народам. "Насильно мил не будешь". Това-рищество, отсутствие типичного для западников высокомерия и готовность поде-литься техническими "секретами" - это то, за что любили русских специалистов люди в развивающихся странах.
Справедливо сострадание к страждущим, "к малым мира сего" и укрощение грубого и попирающего. Многим свойственно страстное искание социальной справедливости и отсюда - принципиальная недопустимость эксплуатации разви-вающихся народов, вплоть до того, что этот идеал на практике проводился в убы-ток себе, выше ценности русской национальной выгоды.
Самоназванные "демократы" перестроечной поры обвиняли советский строй в "несправедливой уравниловке". В том, что рабочему "не давали, как следует за-работать", а инженера оплачивали как среднего рабочего. В том, что номенклатура имела привилегии, что предпринимателю не давали "развернуть дело", что госу-дарство недоплачивало выдающимся артистам, создавало трудности в поездках за рубеж /В. Казарезов/. Однако несправедливости, учиненные самими ликвидатора-ми социализма не идут ни в какое сравнение с перечисленными.
Дорвавшись до власти "ликвидсоцы" с бешеной энергией принялись соору-жать в России вавилонскую башню сверхнеравенства, на вершине которой за щи-тами спецохраны купаются в немыслимой роскоши полтора десятка олигархов, а внизу прозябают ниже черты прожиточного минимума десятки миллионов ограб-ленных, безработных, беспризорников и бомжей.
В стране порушены все основные начала СПРАВЕДЛИВОСТИ:
- лишены Работы многие миллионы трудоспособных мужчин и женщин вслед-ствие разрушения плановой экономики, приватизации и банкротства предприятий;
- Питание населения ухудшилось в среднем в полтора раза по причине сниже-ния оплат ниже прожиточного минимума и разорения сельского хозяйства;
- лишены Жилища сотни тысяч граждан как в результате этнических конфлик-тов, так и деятельности торговцев жильем. Цены на новое жилье недоступны;
- Здоровье населения ухудшилось. Резко возросла заболеваемость туберкуле-зом, сифилисом, наркоманией, алкоголизмом. Вздорожали лекарства и лечение;
- произошло массовое разрушение Семей. Миллионы детей брошены родите-лями и государством на произвол судьбы; стали беспризорным объектом эксплуатации;
- на пути к Образованию возведен денежный барьер, разделяющий граждан на образованную "элиту" и малограмотное "быдло"
Народ России опрокинут в МОРЕ НЕСПРАВЕДЛИВОСТИ. Недостойные, лгущие, ворующие, попирающие слабых, некультурные и наглые, предатели, под-халимы и уголовники всплыли наверх и заняли кресла президентов компаний, де-путатов и пр. Достойные - инженеры и рабочие предприятий высоких технологий остались без работы. Наиболее грамотная часть общества - ученые, врачи, учителя опущены на дно лестницы оплат. Воцарилась гегемония продажности, разнуздан-ных нравов, блатного порноискусства. культа криминала и насилия.
Однако, несмотря ни на что, уверенность в конечном торжестве СПРАВЕД-ЛИВОСТИ остается с нами. Тысячи исторических примеров говорят, что за по-пранием СПРАВЕДЛИВОСТИ всегда следует ВОЗМЕЗДИЕ. В отличие от судеб-ных процедур, оно не имеет срока давности, не нуждается в карательном аппарате, неотвратимо и воздается в обязательном порядке.
I. Жизнь Человека священна. Люди не должны быть жертвами насилия или купли-продажи, служить инструментом для извлечения прибыли или "сырьем" для агрессивных воин. Прирост населения, обеспеченный занято-стью, питанием, жилищем и образованием есть критерий дееспособности власти.
II. Полная занятость, рабочие места для всех трудоспособных есть признак здорового общества. Каждый приходящий в Мир есть желанный работник. Его труда ожидают невозделанные земли, еще не созданные города, нере-шенные научные, технические и социальные задачи.
III. Доходы членов общества должны расти пропорционально результатам тру-да каждого и его вклада в рост и развитие народа. Размер зарплаты должен позволять среднему трудолюбивому мужчине содержать семью с тремя детьми. Ничей доход не может быть ограничен или опущен ниже прожи-точного минимума.
IV. Ни один житель России не должен оставаться без полноценного питания в положении, ставящем под угрозу его здоровье или жизнь. Государство от-ветственно не допускать голодания граждан.
V. Одежда, необходимая для сохранения здоровья в суровом климате страны, должна быть доступна гражданам с любым уровнем доходов, отвечая тре-бованиям удобства, безопасности, достоинства и эстетики.
VI. Теплое, комфортное жилище, отвечающее численности каждой семьи, есть ее неотчуждаемое достояние. Никто, ни по каким основаниям не может быть лишен жилья /полученного от государства, купленного или построен-ного на свои средства / и выброшен с семьей на улицу.
VII. Здоровье граждан должно принимать как основу мощи государства и пред-мет его постоянной заботы. Всем гражданам должна быть гарантирована своевременная, бесплатная и квалифицированная медицинская помощь.
VIII. Рождение и воспитание детей есть жизненно важный труд, приносящий вклад в развитие народа. Государство должно оплачивать его наравне с другими видами труда. Только трех и многодетные семьи гарантируют бу-дущее страны.
IX. Образование есть лестница духовного роста граждан, база технического и социального прогресса Державы. Бесплатное обязательное среднее и обще-доступное высшее образование суть обязательные компоненты существо-вания общества Справедливости.
X. Человеку, честно потрудившемуся на благо общества, независимо от важ-ности выполнявшейся им работы, справедливо иметь государственную пен-сию по старости, поддерживающую его быт на достойном уровне. Согласно нормам человечности неспособные к труду также имеют гособеспечение.
| В начало листа| |