К началу раздела |
РОЛЬ НАУКИ |
|
Итак, свершилось! Ректоры полусотни вузов Ленинграда обратились к правительству с прошением о срочной финансовой поддержке их учреждений, которым грозит экономический крах — невыплаты зарплаты, стипендий, отключение от сетей -водо-, тепло- и электроснабжения... Зрелище, достойное богов: жрецы Разума, служители Афины, Аполлона, Посейдона, Мельпомены выстроились скорбной чередой, моля о подаянии перед богом торгашей и жуликов, безобразно разжиревшим и отупелым от обжорства и пьянства,— Гермесом!
Пока не грянул гром, жрецы не знали, не ведали, куда приведут их "либеральные реформы". То есть теоретически предполагали, что "доходы части населения упадут”, что возникнет "оздоравливающая безработица", но чтобы удар пришелся по ним, по тем, кто морально поддерживал "курс реформ"?! Это непостижимо и возмутительно! Здесь какая-то ошибка правительства, и оно ее, конечно, срочно исправит... ":
Однако возникают вопросы. Если жрецы не ведали своего печального будущего, то кто должен был его ведать? Кто должен был "ведать", то есть думать о будущем страны, а заодно и о неотделимом собственном благополучии? Кто вообще обязан думать о будущем? Профессиональные мыслители — ректоры, профессора, доценты — или, может быть, это функция лаборантов и уборщиц?!
Вы, господа-товарищи, приветствовали "перестройку" Горбачева. Взахлеб читали пасквильные писания "Литературной газеты", коротичевского "Огонька, "Нового мира”... Многотысячной толпой в августе 1991-го вы повторяли вслед за "демократами-"-провокаторами: "Кому он нужен," этот Союз?”, "Все империи обязательно разваливаются", "Необходимо разрушить командно-административную систему!"... Странно, что тогда вам не приходила в голову элементарная мысль, что, подрывая корни государственного дуба, можно потом недосчитаться желудей для собственного пропитания...
В октябре 1993-го вы беспомощно разводили руками перед зрелищем пылающего, расстрелянного Русского парламента — Дома Советов... И не было слышно слов протеста, поскольку... стреляли еще не в науку?!
Непостижимо, как могла мысль исследователей, аналитиков, изобретателей, проникающая в глубины физических и биологических процессов, мысль ученых, просчитывающих на годы вперед траектория межпланетных аппаратов; живая мысль людей, переигрывающих чудовищный аппарат суперкомпьютеров принять бред невежественных и лукавых авантюристов, так и не представивших ни проекта "перестройки" ни анализа ожидаемых последствий! Иначе, как наваждением, случившееся не объяснить. Воистину, если Бог захочет наказать кого, то пошлет ему затмение разума.
Как можно было поверить антигосударственным филиппикам артистов – (заслуженных и народных),- речам этих профессиональных лицедеев, ежевечернее меняющих личины, чувства, идеологии для любого заказного спектакля? Как можно было поверить на “честное профессиональное” велеречивым и двусмысленным, как гермафродит “ обществоведам-специалистам” по марксистской философии, социологии, экономике социализма? Почему не хватило духа у Вас — специалистов по большим техническим системам — осадить академического невежду (а по сути, людоеда), утверждавшего, что наше общее благо в разрушении существовавшей социальной системы?! Ведь разрушение системы, тем более сложной, глубоко дифференцированной (см. Азбуку Спенсера), неизбежно влечет за собой гибель — подчеркиваю, гибель, если не всех, то доброй половины ее составляющих, то есть наших соотечественников, сограждан!
Можно подумать, что инженерам невдомек: что как тепловая машина не функционирует без холодильника, так и колеса капитализма не могут крутиться принципиально, если отсутствует "морозильник" нищеты и безработицы?!
Может быть, было неизвестно, что крупное селъхозпроизводство всегда и повсюду более эффективно, чем мелкое, к которому усиленно толкают "реформаторы"? Неужели сложно было понять, что все посулы о "процветании" России в результате "открытости" и подравнивания цен на энергоносители к мировому уровню, это злонамеренная ложь? Что принципиально невозможно подравнять наши северные затраты на отопление, освещение, утепление бытовых и производственных помещений на 6 месяцев в году к затратам на аналогичные цели в субтропических США или тропических "тиграх Южной Азии"?
К сожалению, вы не ограничились недальновидными заблуждениями. Позволительно спросить: кто виноват, что ваша научно-педагогическая среда выдвинула лидеров разрушения страны в лице господ Попова, Гайдара, Бурбулиса, Хасбулатова, Собчака, Шушкевича, Тер-Петросяна, Гамсахурдия, Акаева?.. Может быть, они за свои деяния подверглись общественному осуждению, остракизму? Что-то не слышно было о подобных акциях!
Сегодня “реформы” ударили по науке. Закрываются научные институты, на очереди — вузы. В "градиенте плотности" социальной стратификации некогда высокий престиж научной деятельности, подобно “ тяжелому льду 2-8”, стремительно приближается ко дну. Сотни тысяч бывших научных работников вынуждены добывать себе пропитание в ролях "челноков", ларечников, собирателей клюквы и т. п. Резко упала оплата труда. Возникли многомесячные задержки зарплаты...
Среди научной общественности стало проявляться легкое недоумение, переходящее в беспокойство и, наконец (!) — в сомнения по поводу правильности " курса реформ"... Воистину, опустевший личный карман оказался наиболее чувствительным рецептором пробуждающим интеллект! Возникли митинги, акции протеста, послания в правительство… Увы! Уже поздно. Прошлого не вернуть.
Пора понять, что сокращение ассигнований на науку и образование — не случайное явление, не "временные трудности бюджета переходного периода", а логическое продолжение того курса, который вы же поддержали пять лет назад! Сегодня "первая ракетная ступень" либеральной интеллигенции отбрасывается, поскольку отработала свое. Она помогла опрокинуть социализм и вознесла наверх компрадор-коррумпированную верхушку, ориентированную на Запад. Этой верхушкой не планируется никакого в принципе будущего для России ("Россия — лишняя страна"), вследствие чего, естественно, не нужна и является чем-то абсолютно лишним и русская наука. Сегодня каждый ученый должен решить для себя, согласен ли он с тем, чтобы страна, давшая миру Лобачевского и Колмогорова, Менделеева; и Семенова, Циолковского и Королева, превратилась в банановую республику? Не предвидеть сегодня подобную роковую перспективу завтрашнего дня — грех более тяжкий, чем заблуждения 1991 года.
Сегодня силы Хаоса развернули тотальное, по всем фронтам, наступление на Разум. Страдают не только НИИ и вузы. Бедствует школа. Миллионы детей школьного возраста не могут получить даже начального образования. Лекции ученых общества "Знание" вытеснены откровениями уфологов, дианетиков, целителей, экстрасенсов, евангелистов, кришнаитов, "белых братьев" — глашатаями мракобесия всех мастей. Одичалые сувсрекиззторы Латвии, одержимые бесом национализма, подобно варварам языческих времен, разрушают совершеннейшее творение человеческой мысли — гигантский радиотелескоп с фазированной решеткой... Передачи телевидения наполнены оболванивающими сериалами, лото-миллионами, показом бесчеловечного насилия и полового разврата, лишающего молодежь способности к мышлению. Рекой льется дешевый алкоголь, каждый прием которого откусывает у потребляющих по 1 проценту еще сохранившегося серого вещества мозга. Идет необъявленная, небывалая война против Разума! Напрасны надежды пересидеть смутное время, упрятав голову в песок. Не спасут науку ни мифические частные пожертвования, ни подачки от г-на Сороса, которые через целевые гранты разрушают плановую систему науки. Не спасет и выполнение по ценам ниже мировых случайных подрядов от зарубежных фирм. Не будет великой России — не нужна и русская наука.
Природа не знает милосердия. Заслуживают права на существование лишь те жизненные образования, которые умеют постоять за себя перед лицом агрессии. Сегодня перед учеными во весь рост встает отнюдь не риторический вопрос; способна ли наука постоять за себя? Обладает ли Разум потенциалом сопротивления против разрушения и хаотизации?
Полагаю, что без пересмотра ложных идеалов, приведших страну к краю пропасти, возрождение невозможно. По-видимому, первое, что подлежит переосмыслению,— это концепции "конвергенции и "интеграции" во всемирное научное сообщество, пропагандировавшиеся А. Сахаровым. Попытаемся отвлечься от полного анализа комплекса событий, произошедших в стране, и сосредоточимся исключительно на проблемах науки. Что дали ей шаги в сторону "конвергенции"?
Конвергенция — суть "схождение признаков в процессе эволюции неблизкородственных групп организмов в результате их существования в сходных условиях". Начнем с того, что стартовые условия существования науки в СССР и на Западе существенно несходны. Бесплатное образование, государственное финансирование и органическое планирование науки — у нас. Платное образование, в значительной степени частное финансирование и жесткая уничтожительная конкурентная среда — на Западе. Конвергенция, следовательно, предполагала прогрессивное снижение, а затем и полное устранение государственного финансирования, что и наблюдается ныне. Возникает, однако, вопрос: желательна ли такая конвергенция русским ученым?
Одностороннее поднятие "железного занавеса" инициировало бурный поток пе-реноса ранее секретных новейших технологий, патентов, содержимого информационных банков в западном направлении. Одновременно над потоком научной информации с Запада был опущен занавес "валютный".Недостатоквыделяемых средств резко снизил число иностранных изданий — периодических и монографий,— доступных русским ученым и библиотекам. Под влиянием снижения оплаты научного труда на Запад устремился также поток квалифицированных русских специалистов. В результате вместо предсказывавшегося симметричного движения навстречу друг другу создалась ситуация сугубого неравенства, в которой нищающая российская наука оказалась донором богатого Запада. Очевидно, что в рамках продолжения подобной "конвергенции" у нее нет будущего. После завершения перетока научных кадров и прекращения подготовки новых в вузах Россия будет обречена приобретать втридорога продукцию науки западной в виде готовых наукоемких изделий.
Что касается предполагавшегося прогрессивного процесса интеграции в мировую науку, то характерный для интеграции "процесс упорядочения, согласования и объединения структур, сопряженный со специализацией их функций в целостном образовании", не проявляется ни в чем.
Наблюдаемая картина разрушения и угасания научных учреждений скорее напоминает явления атрофии, патологического расплавления тканей или дезинтеграции переваривания. Мировое научное сообщество совершенно безразлично к бедам российской науки, эгоистично пользуется нашими достижениями и не выражает ни благодарности, ни сочувствия, ни актов бескорыстной помощи. Более того, сокращается цитирование русских работ. В нарушение не декларированного права "приоритета первооткрывателя" даже русский термин спутник теперь уже игнорируется в иностранной литературе! Как видим, обе концепции оказались миражами, ничего общего не имеющими с практикой. Реалии жизни заставляют отрешиться от иллюзий. Устремляясь в мир взаимоуничтожительной конкуренции, следовало бы прежде основательно взвесить все "за" и "против" и, на худой конец, наперед продумать источники собственного финансирования и способы защиты на международном рынке накопленной отечественной интеллектуальной собственности.
Сегодня ректоры внезапно столкнулись с недостатком государственных средств на поддержку бесплатного образования. Но, простите, если вы выпустили "конкурентоспособную продукцию",— покупатели должны оплатить ее! По данным зарубежных социологов, от 20 до 60 тысяч советских специалистов заняты в промышленности и науке западных стран. Ежегодные прибыли пользователей этого бесплатно созданного для них "товара" ежегодно составляют 50—60 миллиардов долларов. Выставьте счета этим должникам, разорите их — и вас зауважают! Или ректоры и впредь полагают с истинно русской широтой натуры бесплатно готовить специалистов для Запада за счет тощего госбюджета?
Настал момент истины. Быть или не быть? Чтобы продолжать быть, пора отвергнуть ложных идолов академического чина . Уже добрых 50 лет в благолепных институтах академий царил дух взаимных комплиментов, пустых юбилеев, самовосхваления и выдвижения наверх не по заслугам, а по связям. В ученых кругах как бы забыли само слово "критика", оно почиталось почти что неприличным. Непререкаемость и безответность академической элиты породили поддержку и госфинансирование таких "проектов века", как "искусственная икра", "белок из нефти", "упразднение малых деревень", "поворот северных рек" — проектов, нацеленных на отмену сельскохозяйственного производства науки и населения:
Если практика есть критерий истины, то позволительно спросить, почему благоденствуют во всеобщем уважении теоретики провалившихся рыночных реформ? Вся эта бесславная когорта академиков от "А до Я" — Абалкин, Аганбегян, Алексеев, Афанасьев, Бунич, Заславская. Шаталин, Яковлев? Я далек от мысли оценивать этих ученых по их политической окраске. Они не заслуживают уважения просто по профессиональной несостоятельности, поскольку их прогнозы и рекомендации оказались в вопиющем несоответствии с тем катастрофическим результатом, который реализовался в нашей стране по милости этих господ!
Ясно, что, если использовать "рекомендации" подобных академиков и дальше, невозможно надеяться на лучшее будущее!
"Наука вне политики!"... Броский лозунг, возможно, верен, если термином "политика" обозначать искусство компромиссов, смены убеждений, партийных программ и цинизм заведомо ложных предвыборных обещаний. Однако у тезиса есть и неявный смысл, с которым трудно согласиться: "ученый не имеет права быть гражданином". Дела государства его не касаются. Они суть прерогатива "профессионалов". Жизнь показала, что "дела касаются", и довольно болезненно. С означенными "профессионалами" страна оказалась на краю... "Дальше ехать некуда!".
Между тем государственная машина сравнительно несложна. Основу ее составляют 108элементов — граждан, среди которых сотни тысяч — медики, которые, вмешиваясь в систему человеческого организма, гораздо более сложную (порядка 1014элементов — клеток), в целом все еще успешно регулируют, ремонтируют и восстанавливают здоровье субъекта.
Сегодня государство тяжело больно, причем очевидно, что "профессионалы" — специалисты гуманитарных наук — не в состоянии выправить положение. На место их лукавой и болтливой суеты должны прийти точные и недвусмысленные подходы исследователей из области технических, физических, биологических, медицинских наук. Сообщество ученых широкого спектра специальностей, которые совместными усилиями должны помочь вытащить из трясины увязшую телегу российской государственности.
Положение наше архитяжелое, но между тем эволюционная перспектива не на стороне Хаоса, а на стороне Разума! Человечество неотвратимо движется от полухаотичного "свободного" бытия ко все большей организованности, системности быта и производства. Наличие высокой системообразующей способности в менталитете русского народа, многолетняя привычка к совместному, целенаправленному в масштабах всего государства труду дают нам надежный резерв в возрождении страны, возрождении приоритета Разума!
Разумное начало должно проявиться в формировании нового типа общества, базирующегося на нормах "человеческого измерения", общества структурированного, скрепленного многократно резервированными ежедневными обратными связями, особенно центростремительными. Общества, обладающего как основным государственным сектором, так и инициативным — частным. Разумное начало возрождения — это многолетнее перспективное государственное планирование, по типу созданного русскими инженерами в 20-х годах плана ГОЭЛРО. Это представительный народный контроль за деятельностью правительства и согласованное развитие всех функциональных слоев общества, в том числе перспективообразующего слоя — Науки. Кто, как не ученые, должны мобилизовать новейшие достижения теории самоорганизации больших систем и новейшие достижения информационных технологий, чтобы на их базе обеспечить для России достойное место в цивилизации XXI века!
М.И. Зеленский, ведущий научный сотрудник|Начало листа| |
|Дальше| |