ЛЕНИНГРАДСКИЙ КОМИТЕТ УЧЕНЫХ
Академия наук и ВУЗы Ленинграда ВУЗы Ленинграда ВУЗы Ленинграда СОЗИДАНИЕ

|Главная |Введение |Карта сайта |Роль науки |Образование |Демография |Энциклопедия |Ученые шутят |Ученые - патриоты |Ссылки|

Назад

СОЦИОЛОГИЯ ГЛАЗАМИ ЕСТЕСТВЕННИКОВ

ФОРМАЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ ПРОЦЕССА ТРУДА КАК АНАЛОГА ХИМИЧЕСКОЙ РЕАКЦИИ

Согласно Большой Советской Энциклопедии труд есть "Целесообразная деятельность человека, в процессе которой он при помощи орудий труда воздействует на природу и использует ее в целях создания потребительных стоимостей, необходимых для удовлетворения потребностей". В "Капитале" Марксом приводилось более конкретное определение: "Труд есть прежде всего процесс, совершающийся между человеком и природой. Процесс, в котором человек своей собственной деятельностью опосредует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой" (Капитал, т.1, с.184). Понятие "деятельность" детально раскрывается в работе Г.Муравьева (Производственное соревнование. Л.1970): "Труд есть материальный процесс - расходование физических и духовных сил человека, которые материально передаются на продукт. В этом процессе труд, с видоизменением предмета труда сохраняется, кристаллизуясь в готовом продукте."

Ни одно из приведенных определений не является конструктивным, то есть непосредственно не пригодно для формализации, однако то, что во всех определениях фигурирует понятие "процесс", а в последнем еще и "кристаллизация", наталкивает на попытку описания процесса труда по аналогии с описанием процессов химических реакций. В самом деле, между обоими процессами можно обнаружить определенные черты подобия.

Так для осуществления химического процесса необходимо наличие исходных реагентов, а протекание процесса заканчивается образованием, накоплением продуктов реакции. Для первичного процесса труда необходимо наличие материала природы (МП) - иначе природных ресурсов: леса, залежей руды, поделочного камня, которые под действием человеческих сил и при участии духовных сил человека превращаются в первичные продукты труда (ПТ). В сырье или простейшие орудия - луки, стрелы, кремневые ножи.

Во-вторых, для протекания многих реакций, особенно биохимических, или реакций органического синтеза, необходимо участие катализатора, который способствует расщеплению или сшивке молекул реагентов, располагая их на своей поверхности определенным образом, деформирует их и с помощью механического или электростатического воздействия помогает протеканию реакции. Образующиеся продукты реакции, отходя от катализатора, освобождают место для новых молекул реагента. Не теряя своего вещества и не перенося его на продукт реакции, катализатор тем не менее через определенный период работы снижает свою активность, "стареет" и нуждается в восстановлении каталитических свойств - регенерации.

Подобно катализатору "физические силы" (ФС) в форме рук работника или через посредство орудий труда (ОТ), также вступают в непосредственный контакт с материалом природы и превращают его в продукт труда. Физические силы работника, как и орудия труда в процессе труда "устают",превращаются в ФС* и ОТ*, которые для повторного использования нуждаются в отдыхе, восстановлении, перезаточке, подналадке и т.п., подобно регенерации катализатора химической реакции.

В третьих, эндотермические химические реакции, по преимуществу реакции синтеза, требуют для своего протекания подведения извне тепла или других видов энергии. Точно также, практически все процессы труда сопровождаются при внесением к материалу природы некоторого количества энергии (Е), в виде кинетической, механической (добыча полезных ископаемых), тепловой или электрической (выплавка или электролитическое получение металлов) и пр., так что в продукте труда всегда "закристаллизовано" некое дополнительное содержание энергии.

На основе рассмотрения трех вышеприведенных аналогий можно записать для процесса труда по превращению материала природы в первичный продукт следующее уравнение:

МП + ФС + ОТ + Е > ПТ + ФС* + ОТ* (1)

Стрелка, поставленная вместо привычного знака равенства, здесь обозначает, что процесс необратим.

Однако, в отличие от химических реакций природы процесс труда обязательно включает в себя элемент целесообразности. Даже в простейших его видах труд осуществляет некий замысел и умение работника - "расходование духовных сил", интеллектуальный или информационный вклад (ИВ). С учетом этого обстоятельства уравнение процесса труда принимает вид:

МП + ФС + ОТ + Е + ИВ > ПТ + ФС* + ОТ* (2)

В современном производстве интеллектуальный вклад осуществляется тем, что изделие вначале проектируется. При этом используются данные о конструкционных свойствах материалов, полученные в научных лабораториях. Информация закладывается также в организацию производства, технологии и последовательности операций обработки деталей и сборки, расстановке специалистов и оборудования. Информация о приемах изготовления деталей и сборке переносится на продукт труда умелыми руками знающего рабочего, которому для достижения достаточного уровня квалификации требуется не только школьное образование, но и ПТУ и техникум. Еще большие затраты требуются для формирования профессиональных создателей информации - конструкторов, инженеров и ученых.

Во вторичных процессах труда - обработке материалов, изготовлении деталей, полуфабрикатов и т.п. вместо материала природы МП используются уже продукты предшествующих процессов, однако для сохранения единства обозначений мы сохраним обобщающее написание (МП). Формальное описание процесса труда будет неполным, если мы не включим в него образование отходов (ОТХ). В ХIХ - начале ХХ веков внешняя среда в которую сбрасывались отходы казалась необъятной, так что их размещение не создавало проблем. Считалось, что этим компонентом процесса можно пренебречь, однако с середины ХХ века обнаружились обширные зоны экологически недопустимого загрязнения (Великие Озера США, бассейн Рейна, Германия) и перед экономикой встала проблема утилизации или нейтрализации отходов. Соответственно, уравнение, учитывающее этот фактор должно принять форму:

МП + ФС + ОТ + ИВ + Е > ПТ + ФС* + ОТ* + ОТХ (3)

До тех пор, пока для продукта труда существует неограниченное поле сбыта, его дальнейшая судьба кажется безразличной для непосредственно процесса производства. Однако в подавляющем большинстве случаев продукт является не конечным, но промежуточным, и служит либо предметом для последующей транспортировки и переработки, либо для реализации в бытовом потреблении или в промышленности. Таким образом, для стационарного, постоянно протекающего во времени процесса производства оказываются необходимыми приблизительно равные ему по скорости процессы вывоза и потребления. Замедление последних двух процессов ведет к "перепроизводству", затовариванию и остановке производства, а иногда (особенно в сельском хозяйстве и к "обратимому" уничтожению продукции.

ПТ ® транспорт (ТР) ® реализация (РЕ) (4)

Сходным образом и в теории последовательных, обратимых химических реакций (особенно ферментативных) накопление неиспользованных промежуточных продуктов перед одной из реакций (замедленной) вызывает торможение всех остальных звеньев последовательного процесса. Выведение конечного продукта из сферы реакции - путем выпадения в осадок или улетучивания в виде газа, делает протекание реакции устойчивым и необратимым.

Следовательно, для стационарного протекающего процесса производства оказывается важным не только наличие материала природы, физической силы и орудия труда, но также - вкладываемой в изделие энергии, информации (в том числе организационно-технической), а также сопряженных процессов снабжения, сбыта, потребления и утилизации отходов, так что развернутое определение можно записать: "Труд есть осуществляемый человеком процесс создания предметов потребления, в котором человек, используя доступный материал природы или полуфабрикат предшествующего труда, собственную силу, знания и умение (информацию), а также орудия труда, переносящие на материал природы деформирующую энергию, создает продукты, необходимые ему самому, другим людям или для последующих звеньев производства. Процесс требует доставки и расходования природных ресурсов, удаления отходов и может быть заторможен отсутствием сбыта готовых изделий."

Являются ли безусловно необходимыми все компоненты уравнений 3-4? Очевидно, что материал природы не "валяется повсеместно под ногами". Влиянием на производство дефицита ресурсов обусловлены такие факты истории как войны за плодородные территории, рудоносные провинции (Эльзас), угольные бассейны (Силезия), "нефтяные поля" (Ирак). Приходится заключить, что материал природы сам по себе обладает стоимостью, которая не обусловлена вложенным трудом человека.

Физическая сила рабочего в процессе труда в какой-то мере может быть частично заменена силами машин, энергией. По мере механизации, роста энерговооруженности растет производительность труда и происходит сокращение числа рабочих, занятых в сельском хозяйстве, строительстве, промышленности, так что футурологи прогнозируют сокращение занятости в этих областях до 20% трудоспособного населения. Однако необходимость фактора рабочей силы в процессе труда, в том числе и необходимость поддержания и восстановления физической силы и здоровья работающих безусловна, и не может быть пренебрежима в экономических расчетах воспроизводства (социальные затраты).

Информационная составляющая труда растет по мере усложнения производства. В отдельных видах наукоемкой продукции - микрокалькуляторах, мобильных телефонах - интеллектуальная составляющая стоимости достигает 90%. Наряду с научной, проектной и организационной составляющими, в информационный вклад по-видимому должен также включаться труд, формирующий из "детей природы" квалифицированных рабочих, инженеров, ученых - то есть труд педагогов средней, профессиональной и высшей школы.

Многостройность совокупной трудовой деятельности общества понималась русскими учеными и в начале ХХ века. Так Д.И.Менделеев писал: "Часто под трудом понимают только сумму по времени и по количеству физического труда или затраченной людьми работы (в более точном, механическом смысле). Считают трудовой деятельностью только внешнюю работу. Говорят только о "труде рабочих классов" и желают, чтобы весь результат производства принадлежал тем, кто работает физически и сейчас. Науки, искусства, торговля, промышленность - весь труд общественной организации и особенно труд направления воли в пользу других - тогда не признается неизбежно необходимым для общего блага", то есть "Труд, как творец богатства народного не есть только физическая работа" (Д.И.Менделеев, "С думою о благе российском", 199…, Новосибирск, 231 с., с.170). Суммируя эту формулировку с проведенным рассмотрением, и в соответствие с расширенным пониманием процесса труда, мы должны расширить и понимание термина "трудящиеся". Наряду с непосредственно рабочими в него следует включать также всех привносящих в продукт информацию, восстановителей здоровья, работников снабженческого-сбытового аппарата, исключая из него лишь те категории граждан, устранение деятельности которых не сказывалось бы отрицательно на процессе производства.

К.хим.наук Зеленский М.И.

|В начало листа | 

 |Дальше|





|Главная |Введение |Карта сайта |Роль науки |Образование |Демография |Энциклопедия |Ученые шутят |Ученые - патриоты |Ссылки|

Почтовый ящик ЛКУ: Sozidanie-LKU@narod.ru

Хостинг от uCoz